История пряника
Пряник со
времени своего появления прошёл очень длинный путь. Его возникновение
неразрывно связано с таким величайшим открытием человечества, как хлеб, который
появился ещё в неолитическую эпоху. С тех пор как люди научились выпекать из зерновой
каши пресные лепёшки, хлеб стал для них не только пищей насущной, но и основой
жизни, культуры, религии, взаимоотношений с другими народами, являясь к тому же
одним из главных атрибутов древних ритуально-магических культов во многих
странах. В древнем Иране, где поклонялись богу Солнца Митре, в его честь
лепёшке придавали круглую форму, что до сих пор сохранилось у народов Ближнего
Востока и Средней Азии. Славянский блин тоже символизирует Солнце. Две тысячи лет
назад в Сирии договоры скреплялись пожатием рук над хлебом, а египтяне
предлагали хлеб в качестве залога мира. Обрядов и культов, связанных с хлебом,
было великое множество, но все их объединяло одно - желание получить
покровительство богов.
Переход от
обрядового печения к прянику происходил на протяжении нескольких столетий. На
Руси первые пряники, называемые «медовым хлебом», появились ещё около IX века,
они представляли собой смесь ржаной муки с мёдом и ягодным соком, причём мёд в
них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый
хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII - XIII веках, когда на
Руси начали появляться экзотические пряности, привезённые из Индии и Ближнего
Востока, пряник получил своё название и практически окончательно оформился в то
лакомство, которое известно нам.
В XVII - XIX
веках пряничное дело было распространённым народным промыслом. В каждой
местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты
изготовления передавались из поколения в поколение. Мастеров, которые занимались
пряничным производством, называли прянишниками
(отсюда и произошла известная фамилия Прянишников).
К концу XIX
века прянишники в России предлагали около двадцати
сортов пряников. Среди них были так называемые «торуньские»,
из польского города Торунь. Их делали из ржаной муки,
добавляя пряности, смазывали пивом и украшали цукатами. В Польше на них
изображали рыцарей, королей, исторические и бытовые сцены.
В России
пряники из ржаной ситной муки готовили с мёдом, гвоздикой, имбирём,
померанцевой коркой, спиртом и водой. Сделанные фигурки помещали на ночь в
тёплую печь, после того как оттуда вынимали хлеб, а утром в легко истопленную
печь снова два-три раза ставили листы с пряниками, чтобы они были сухими.
|
|
|
К пряничному
тесту из пшеничной муки добавляли желтки, а нередко и цветной краситель, чтобы
получить не белое тесто. Такие пряники посыпали толчёным миндалём, цукатами, а
затем выдерживали в печи после хлебов. Шоколадные пряники обмазывали сверху и
снизу массой из тёртого шоколада и сахара. В Сибири известны пряники из
розового теста, маленькие прянички на сухой малине и т. д.
Существовали
также пряники, которые современные исследователи называют комбинированными. В
них сочетались плоский силуэт из тёмного теста и вылепленная на нём фигурка из
цветного сахара. Такие пряники, обычно выпекавшиеся в Коломне и Калуге,
были небольшого размера и предназначались для украшения новогодней
ёлки. Они изображали тигров, верблюдов, коней, попугаев, клоунов.
Пряники
делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Их подносили родным и
возлюбленным, пекли для сложного свадебного обряда, для праздничных трапез, для
раздачи нищим, для панихид. Им даже приписывали
лечебные свойства, а потому пряники, предназначенные
для больных, готовились и украшались с особой тщательностью, а на
оборотной стороне вырезались буквы,
соответствовавшие инициалам ангела-хранителя.
|
|
|
В наше время
пряничное дело, к сожалению, уже не имеет такого широкого размаха, как прежде, а
внешний вид и вкусовые качества пряников в основном далеки от тех, что были
привычны для наших не таких уж и далёких предков.
И всё же, не стоит забывать о том, что и по сей день
существуют знаменитые тульские, вяземские, городецкие, ржевские,
архангельские пряники, а значит - есть надежда на то, что мастерство
изготовления пряников, пришедшее к нам из глубины веков, будет продолжать жить
и радовать всех от мала до велика.
|
|