История пряника

 

Пряник со времени своего появления прошёл очень длинный путь. Его возникновение неразрывно связано с таким величайшим открытием человечества, как хлеб, который появился ещё в неолитическую эпоху. С тех пор как люди научились выпекать из зерновой каши пресные лепёшки, хлеб стал для них не только пищей насущной, но и основой жизни, культуры, религии, взаимоотношений с другими народами, являясь к тому же одним из главных атрибутов древних ритуально-магических культов во многих странах. В древнем Иране, где поклонялись богу Солнца Митре, в его честь лепёшке придавали круглую форму, что до сих пор сохранилось у народов Ближнего Востока и Средней Азии. Славянский блин тоже тульский пряник.jpgсимволизирует Солнце. Две тысячи лет назад в Сирии договоры скреплялись пожатием рук над хлебом, а египтяне предлагали хлеб в качестве залога мира. Обрядов и культов, связанных с хлебом, было великое множество, но все их объединяло одно - желание получить покровительство богов.

Переход от обрядового печения к прянику происходил на протяжении нескольких столетий. На Руси первые пряники, называемые «медовым хлебом», появились ещё около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с мёдом и ягодным соком, причём мёд в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII - XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, привезённые из Индии и Ближнего Востока, пряник получил своё название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам.

В XVII - XIX веках пряничное дело было распространённым народным промыслом. В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение. Мастеров, которые занимались пряничным производством, называли прянишниками (отсюда и произошла известная фамилия Прянишников).

К концу XIX века прянишники в России предлагали около двадцати сортов пряников. Среди них были так называемые «торуньские», из польского города Торунь. Их делали из ржаной муки, добавляя пряности, смазывали пивом и украшали цукатами. В Польше на них изображали рыцарей, королей, исторические и бытовые сцены.

В России пряники из ржаной ситной муки готовили с мёдом, гвоздикой, имбирём, померанцевой коркой, спиртом и водой. Сделанные фигурки помещали на ночь в тёплую печь, после того как оттуда вынимали хлеб, а утром в легко истопленную печь снова два-три раза ставили листы с пряниками, чтобы они были сухими.

http://www.kultura-rf.ru/pub/pryanik.jpg

29_877_thumb.jpg

http://supercook.ru/russian/images-russian/pryan-museum-13.jpg

 

К пряничному тесту из пшеничной муки добавляли желтки, а нередко и цветной краситель, чтобы получить не белое тесто. Такие пряники посыпали толчёным миндалём, цукатами, а затем выдерживали в печи после хлебов. Шоколадные пряники обмазывали сверху и снизу массой из тёртого шоколада и сахара. В Сибири известны пряники из розового теста, маленькие прянички на сухой малине и т. д.

Существовали также пряники, которые современные исследователи называют комбинированными. В них сочетались плоский силуэт из тёмного теста и вылепленная на нём фигурка из цветного сахара. Такие пряники, обычно выпекавшиеся в Коломне и Калуге, были  небольшого размера и предназначались для украшения новогодней ёлки. Они изображали тигров, верблюдов, коней, попугаев, клоунов.

Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Их подносили родным и возлюбленным, пекли для сложного свадебного обряда, для праздничных трапез, для раздачи нищим, для панихид.   Им даже приписывали лечебные  свойства, а потому  пряники,  предназначенные для больных, готовились и украшались с особой  тщательностью, а на оборотной стороне вырезались буквы,  соответствовавшие  инициалам ангела-хранителя.

 

http://gryazovec.vse35.ru/upload/iblock/341/01.jpg

http://world.menu.ru/img/0000628/01.jpg

http://zakupka.tv/Catalog/root/images/11529094-ac0f-11e2-9667-bb6b9f8538ac.jpg

 

В наше время пряничное дело, к сожалению, уже не имеет такого широкого размаха, как прежде, а внешний вид и вкусовые качества пряников в основном далеки от тех, что были привычны для наших не таких уж и далёких предков.

И всё же,  не стоит забывать о том, что и по сей день существуют знаменитые тульские, вяземские, городецкие, ржевские, архангельские пряники, а значит - есть надежда на то, что мастерство изготовления пряников, пришедшее к нам из глубины веков, будет продолжать жить и радовать всех от мала до велика.

 

 

 

 

назад.jpg