Что там,
за кулисами?
Давайте отправимся с вами за кулисы театра, чтобы подсмотреть всё, что обычно скрыто от чужих глаз. Я постараюсь приоткрыть вам завесу этой тайны и показать то, что зритель видит очень редко. Вы узнаете, кто и как готовит кукольные спектакли, как делаются театральные куклы и где хранятся костюмы. А начать хотелось бы с рассказа о том, как рождается спектакль.
Так,
вот. Всё начинается с того, что сначала автор придумывает пьесу. Что с кем
было, кто добрый, кто злой, и что из этого вышло. Потом режиссёр с художником и
композитором обсуждают, как лучше сделать из пьесы спектакль. Затем композитор
сочиняет музыку, а художник рисует всё, что придумал автор. После того, как
художник и режиссёр определятся с концепцией спектакля, и художник подготовит эскизы, назначают
техсовет. Там решают, сколько кукол и из чего надо сделать, какие использовать
материалы.
Отправляемся с вами в бутафорский цех. Там работают настоящие волшебники. Они умеют
всё: рисовать, лепить, делать папье-маше, мастерить.
|
|
|
По рисунку художника мастера создают главных действующих лиц всех спектаклей - кукол. Здесь из папье-маше лепят их головы, отливают гипсовые формы. Отсюда куклы начинают свой путь к сцене и сюда же попадают перед выходом на неё. Мастера наносят на их «лицо» слой грима. В среднем на изготовление одной куклы уходит четыре недели. Бутафоры – настоящие волшебники!
Ни
один спектакль не может обойтись без мастеров-модельеров. Здесь же
конструируется и шьётся одежда как для актёров, задействованных в спектаклях,
так и для кукол. Для каждого спектакля, для каждого актёра, для каждой куклы
талантливые и лёгкие на выдумку мастера создают свой неповторимый образ.
|
|
|
В каждой кукле живёт душа. В этом убеждены и дети, и актёры. Но для того, чтобы куклы ожили, необходимы механизмы – ваги, гапиты, трости. Сотрудники конструкторского цеха делают важную работу - создают «скелет» будущих кукол, их опорно-двигательный аппарат. Конструкторский цех больше похож на каморку Папы Карло. Тут различные деревяшки для декораций, железки, винтики, крючочки… С помощью хитроумных приспособлений мастер даёт возможность куклам двигаться. Здесь кукла «оживает», то есть делается механизация куклы, для того, чтобы у неё двигались ручки и ножки, поворачивалась, наклонялась и поднималась головка, открывались и закрывались рот и глаза.
|
|
|
Иногда бывает, что нужно сшить «одежду сцены». Мягкие декорации, одежда сцены, занавесы, шторы – всё это выходит из декорационного цеха. Но не только пошивом занимаются мастера. Театральную одежду реставрируют и перешивают, ведь век театрального костюма не долог. Костюмы хранятся на специальном складе. За ними бережно ухаживают, ведь актёрам их придётся надеть не один и не два раза.
|
|
|
Гаснет в зале свет, раздаётся музыка. Это начали работу осветитель
и звукорежиссёр. Важную роль в каждом спектакле играет звук и свет. Тем и другим управляют с помощью разнообразной техники и
пультов, разобраться в которых способен только профессионал. Мастера звука
помогают композитору и актёрам при записи музыки к фонограммам и спектаклям.
Важной задачей является грамотная настойка микрофонной техники. Звуковиков и
световиков зачастую никто не замечает, но именно они незримо руководят всем,
что видит и слышит зритель во время спектакля.
Теперь
режиссёр начинает репетировать. «Репете»
по-французски значит – повторять. Вот и повторяют, повторяют много раз, что
придумал режиссёр. Во время спектакля маленькие
зрители чаще всего видят только кукол - актёров скрывает ширма. За ней
происходит настоящая командная работа: два-три актёра играют сразу нескольких
персонажей, стараясь при этом помогать друг другу. И когда, наконец,
получится хорошо, тогда расклеивают
афиши и зовут зрителей.