Что скрывается за экраном?
А, правда, что происходит по ту
сторону экрана? Сотрудники телевидения «Ново-ТВ» любезно пригласили нас в гости
и рассказали, как создаются передачи от
идеи до выхода в эфир. Давайте, пройдёмся вместе по студии, обещаю, что будет
интересно!
Мы отправляемся с вами аппаратно-студийный комплекс, откуда
выходят в эфир программы. Основная работа проходит в так называемой,
центральной аппаратной, где большое количество мониторов, сюда поступают
готовые передачи и сюжеты, а также видеосигналы со студийных видеокамер.
Давайте
пройдём с вами в съёмочный павильон. Здесь снимаются основные передачи. Вы
видите, что кругом обилие телевизионной
техники: профессиональное осветительное
оборудование, различные камеры, стойки, кресла, подиумы, столы. Без этого не
обойтись.
|
|
|
Теперь
пройдём с вами в редакцию информационных программ, ведь именно здесь ежедневно
трудится дружная команда новостных
корреспондентов, здесь появляются самые яркие идеи. Делать репортажи для
новостей – дело сложное. Каждый новый
день не похож на другой. Ежедневно составляется расписание. На специальной
доске записываются маршруты, по которым должна выехать съёмочная группа.
Техника позволяет снимать репортажи одновременно в нескольких местах города.
|
|
|
Одна из самых интересных и сложных профессий
на телевидении - это профессия тележурналиста. Он всегда в кадре, всегда
в центре самых интересных событий. Необходимо обладать знаниями в разных
областях, чтобы уметь поддержать любую
беседу, развить в диалоге нужную тему. Поэтому тележурналисту надо быть образованным, грамотным, а ещё -
пытаться узнавать что-то новое, интересное даже в самых привычных вещах.
Но
чтобы сюжет получился удачным, нужна слаженная работа целой команды
специалистов. От того, как снимает телеоператор, во многом будет зависеть интерес зрителя к
репортажу, телепередаче, фильму. Надо не только видеть красивый кадр, но и
умело обращаться с телевизионным
оборудованием.
После того как материал
сняли и скопировали в компьютер, корреспондент
просматривает видео, выбирает удачные фрагменты интервью и пишет текст сюжета, отражая
событие полно и достоверно. Затем текст сдают на проверку выпускающему
редактору, после чего, журналист начитывает свой текст у звукорежиссёра, и
только после этого, к работе приступают
монтажёры. Их задача смонтировать сюжет, то есть собрать вместе начитку,
синхроны, грамотно и эстетично подобрать видеоряд.
|
|
|
Монтажёр должен быть
наиболее близок по духу к журналисту. Он должен обладать массой достоинств:
великолепно знать компьютерную технику, новейшее программное обеспечение, быть в
курсе огромного количества монтажных решений. Он монтирует те программы и
сюжеты, которые выходят в эфир в записи. В прямом эфире ежедневно выходят
новости «Ново-ТВ» в 19.30, а программа
«Первая студия» в 18.30 по вторникам и средам. На прямом эфире, нет права на
ошибку ни у кого, ни у режиссёра, ни у звукорежиссёра, ни тем более ведущего,
который работает в кадре. Эта работа требует от всех большой отдачи и
профессионализма.
Основное место работы звукорежиссёра во время прямого эфира - микшерский пульт. Это своего рода стол с
разными кнопочками, микшерами, ручками и тому подобными непонятными штуками. К
пульту подведены многочисленные
провода от разных источников звука, как в студии, так и в аппаратной. Звуки поступают от
микрофонов, от выдающих эфир
компьютеров, и даже телефонные звонки зрителей проходят через пульт
звукорежиссёра. И всё это надо красиво обработать, смешать на пульте, и выдать
в эфир. Главным во время прямого эфира является режиссёр, по его команде
начинается эфир, переключаются камеры, выдаются в нужный момент сюжеты и титры,
по его команде ведущий заканчивает эфир.
|
|
|
Казалось
бы, что сложного записать интервью корреспондента в кадре? Дал ему микрофон в
руки и пусть он говорит, сколько захочет.
В общем да, а если это прямой эфир и корреспондент стоит в аэропорту, куда
прибывает самолёт и поднялся сильный ветер. Мало того, что шумят турбины, да
ещё ветер задувает так, что не услышишь вообще ничего. И никто не будет
спрашивать звукорежиссёра, удобно ли ему,
и сможет ли он это записать. Это из области фантастики, такой ситуации
не возникает и на центральных каналах, так как у самолёта не бывает прямого
эфира, корреспондент это делает заранее, оператор привозит видеосъёмку, и если
там брак по звуку, звукорежиссёр с помощью современных компьютерных программ
чистит звук. Вот так, казалось бы, из простой ситуации, возникает сложно
решаемая проблема. И решить её сможет только такой специалист, как
звукорежиссёр. Поэтому всё, что слышит зритель, он слышит
ушами звукорежиссёра. Сегодня
звукорежиссёру обработать и записать звук помогают самые современные
компьютерные технологии.
Телеведущий, как принято говорить на телевидении, является лицом программы. Все, от мала до велика, ждут, когда же «придёт» в дом долгожданный гость. Он всегда на виду, поэтому он должен быть красиво и модно одет, причёсан и самое главное, он должен хорошо знать русский язык, уметь подбирать наиболее выразительные слова и правильно их произносить.
|
|
|
Для того, что бы
телеведущие, тележурналисты, гости в студии предстали во всей красе перед
зрителем, на помощь приходит гримёр. Художник-гримёр телепрограмм - одна из
самых красивых профессий на телевидении. Ведь не секрет, что ни один
телеведущий, даже молодого возраста, никогда не появится в кадре без грима. Это
связано со спецификой освещения в студии, поэтому даже гостей в студии
гримируют перед эфиром.
Чтобы подготовить «поле» для работы
журналиста и телеведущего на телевидении существует профессия редактора
телепрограмм.
Есть ещё такая специальность на телевидении, как главный режиссёр, который составляет сетку вещания и следит за
выходом в эфир передач в хорошем качестве и строго по времени, написанном в
программе.
|
|
|
Вот мы и прошлись с вами по аппаратным
комнатам, увидели, как работают многие специалисты. А теперь настало время посмотреть самое
интересное - запись самой программы.
Ежедневно мы с вами ждём прогноз погоды,
чтобы узнать какая погода будет завтра. Раскрою маленький секрет, и
покажу, как она записывается. Так, вот, внизу, в съёмочном павильоне, телеведущий читает прогноз погоды, а
операторы снимают его. Помогает
телеведущему специальное устройство,
которое называется телесуфлёр. Это нужно
для того, чтобы ведущий не забыл текст.
А мы наблюдаем за происходящим с монитора в центральной аппаратной на втором этаже. Там идёт
запись съёмки. Видите, на экране наша
ведущая - на фоне карты Кемеровской
области. А ведь в павильоне этого не было! Фон, при этом, можно выбирать любой: улицы нашего города, любое красивое здание
или картинку, а нам будет казаться, что запись программы происходит именно там.
|
|
|
Два
раза в неделю в «Первой студии» интересный гость в прямом эфире отвечает на вопросы
ведущего и телезрителей. Высокий рейтинг этой программы легко оценить по
многочисленным звонкам телезрителей, желающих задать вопрос герою «Первой
студии».
Чтобы
провести прямой эфир, без слаженной
работы команды опять не обойтись. В
павильоне операторы тщательно проверяют и
настраивают съёмочное оборудование. А в
аппаратной на втором этаже уже готова к работе
команда, состоящая из режиссёра,
видеоинженера, редактора звонков, звукорежиссёра.
|
|
|
Итак, гость в студии. Прямой эфир пошёл в запись!
Ведущий задаёт вопросы об актуальных проблемах городской жизни, ожидая услышать
ответ ответственного лица. Телезрители могут позвонить по телефону и задать
гостю интересующий вопрос. Этот день был
посвящён городскому транспорту. Гость ответил на все вопросы, которые
интересовали горожан.
|
|
|
Да
и наша экскурсия подошла к концу. Я
думаю, что вам, ребята, было интересно узнать многое о «кухне телевидения», о том,
что остаётся за кадром и непривычно глазу зрителя.
|